И почему мы её платим за других.
Принципиальность – прекрасное качество. Когда человек отстаивает свои принципы, находясь на общественно важной должности, это может только вызывать уважение даже без связи с теми принципами, которые этот человек отстаивает. Правда, при одном условии: если человек так действует, сам неся за это ответственность. А не за чей-то счёт.
Например, за наш с вами счёт. Я уже пытался это объяснить, опубликовав года два назад статью под названием «Капризы за счёт налогоплательщика». Эта статья была посвящена юридическому советнику правительства Гали Баарав-Миара. Будучи по статусу, по сути, адвокатом правительства, Баарав-Миара обязана представлять интересы правительства в суде. Но, проявляя принципиальность, она отказалась представлять правительство в суде.
Возможно, кого-то это удивит, но тот факт, что какой-то государственный чиновник отказывается выполнять свои обязанности, не приводит к отмене поданного в суд иска. Поэтому, из-за принципиальности Баарав-Миара, правительство было вынуждено нанять частного адвоката. Так что в суде интересы правительства представлял адвокат Илан Бомбах. Как вы понимаете, мы, налогоплательщики, продолжали платить и зарплату Баарав-Миара, и гонорар (надо сказать, тоже совсем не символический) Илану Бомбаху. Кстати, и по сегодняшний день ситуация не изменилась. Вся разница в том, что сейчас интересы правительства представляет не Бомбах, а Цион Амир (тоже не бесплатно).
Так Баарав-Миара продолжает проявлять принципиальность за наш с вами счёт. Попытки уволить Баарав-Миара и вместо неё назначить на пост юридического советника правительства человека, который будет выполнять свои служебные обязанности, расцениваются едва ли не как наступление на демократию.
Попытаюсь объяснить эту же ситуацию на более простом примере. В бытность мэром Хайфы, Эйнат Калиш-Ротем заказала частному детективному агентству слежку за Софи Накаш. Накаш считалась политической противницей Калиш, но заказ был оформлен по всем правилам и оплачен из городского бюджета. Вот только на этом история не закончилась. Накаш была возмущена устроенной за нею слежкой и подала иск. Ответчиком по этому иску выступила… нет, не Калиш, а мэрия Хайфы. Это логично: ведь просьба мэра была утверждена и финансировалась мэрией. Калиш по этому иску – свидетель и не более того. Поэтому суд обязал мэрию выплатить Накаш компенсацию в размере 460 тысяч шекелей.
Да, рассмотрение иска тянулось долго. Калиш уже два года как не мэр, но её решение всё равно будет оплачено из городского бюджета, а значит – из кармана жителей Хайфы. Но всё же между двумя этими историями есть разница.
Со всеми минусами, жители города могут простым голосованием отстранить от власти мэра, немного «путающего свою шерсть с государственной», даже если формально это было сделано в рамках закона. С юридическим советником правительства так не получится.
Нравится это нам или нет, мы всё равно будем и ей зарплату платить, и оплачивать тех, кто будут работать вместо неё, так как она решила проявить принципиальность и не выполнять свои служебные обязанности.
Справедливости ради надо отметить, что в нынешней ситуации иначе и быть не может, ведь юридический советник правительства, по своему статусу, является не только адвокатом правительства, но и в тот же момент, генеральным прокурором. Это нормально? Как считает заместитель юридического советника правительства Гиль Лимон, это не только нормально, но и просто идеально: «Сочетание функций юридического советника правительства также как ответственного и за уголовное преследование, и за юридическое консультирование исполнительной власти предназначено для эффективного выполнения её роли в обеспечении верховенства закона».
Если говорить серьёзно, то это явное противоречие. Именно поэтому глава Минюста Ярив Левин и внёс предложение о разделении функций юридического советника правительства и генерального прокурора. При этом, вы будете смеяться, по этому поводу необходимо экспертное заключение… действующего юридического советника правительства. Вам такая ситуация кажется допустимой? Вот именно.
Ростислав Гольцман
На фото: Эйнат Калиш-Ротем